Название происходит от древнеевропейского слова Plowonida, что означает «Разливающаяся река».
Неофициальные названия Лондона
Англичане часто называют Лондон The Big Smoke (или The Great Smog). Это название можно буквально перевести как «Большой дым». Связано это определение, разумеется, со знаменитым лондонским смогом XIX—XX веков.
Другое неофициальное название города — The Great Wen. Wen — это старое английское слово, которое переводится буквально как «фурункул», что в этом контексте означает «перенаселённый город». Что касается прозвищ районов, то Сити иногда в шутку называют «квадратной милей».
Климат Лондона отличается мягкостью и умеренностью в течение всего года. Летом здесь тепло, но редко жарко. Дневная температура летом редко поднимается выше 33 °C, хотя в последние годы отмечается более жаркая летняя погода. Рекордная жара наблюдалась в 2003 году, когда температура достигла 38,1 °C. Зимой прохладно, но не морозно, ночью температура, как правило, не опускается ниже −7 °C. Снегопады редки. Снежный покров сохраняется лишь около 5 дней в году и высота снежного покрова незначительна (около 25 мм). Среднегодовое количество осадков составляет 584 мм, что меньше, чем в Риме или Сиднее. Городской массив создает собственный микроклимат. Поэтому температура в городе зачастую выше, чем в соседних с городом районах. Большинство дней в году пасмурные.
Мягкость климатических условий связана с наличием тёплого Северо-Атлантического течения, омывающего западное побережье Европы. Ветры, дующие с Атлантического океана, летом приносят прохладу, а зимой — тепло.
Существует стереотипное представление, что Лондон постоянно окутан плотным туманом. На самом деле, туман был характерен для Лондона в прошлом, в годы, когда Англия была в авангарде индустриализации и многочисленные фабрики покрывали её небо дымом. Дома в Лондоне отапливались углем. Дым из труб смешивался с туманом, образуя смог. В настоящее время туманных дней в Лондоне около сорока пяти в год. Особенно часты туманы в январе и феврале. Случается, что туман серьёзно затрудняет движение транспорта.
Административное деление и городское самоуправление
Городское самоуправление Лондона имеет достаточно сложную структуру. Оно имеет два яруса — первый это городское управление, второй — местное. Городским управлением занимается Администрация Большого Лондона (англ. Great London Authority, сокращённо GLA), местным — локальные администрации муниципальных округов. Городская администрация отвечает за стратегическое планирование, экономическое развитие города, полицию, пожарную службу и транспорт, локальные — за местное планирование, школы, социальные службы и т. д.
Администрация Большого Лондона, в свою очередь, состоит из двух частей. Первая — это мэр города, представляющий исполнительную власть, вторая — Лондонская городская ассамблея, ограничивающая полномочия мэра и утверждающая городской годовой бюджет. Администрация Большого Лондона появилась недавно, в 2000 году, вместо упразднённого в 1986 году Совета Большого Лондона (таким образом, 14 лет город существовал без центральной власти). Административно Лондон разделён на 33 района, в число которых входит 32 муниципальных округа, обозначаемых специальным словом боро (англ. borough) и Сити. В каждом из округов есть собственная администрация и окружной совет, выборы в который проходят каждые четыре года. В Сити районной администрации нет, но в районе существует традиционный орган власти — Лондонский муниципалитет (англ. Corporation of London), практически без изменений сохранившийся ещё со средних веков. Кроме того, в Сити существует собственная полиция, независимая от городской.
Численность населения
Быстрее всего население Лондона увеличивалось в XIX — начале XX веков, в период урбанизации. Примерно с 1825 по 1925 год Лондон был самым населённым городом в мире, после чего его опередил Нью-Йорк. Наивысшего уровня в своей истории население Лондона достигло в 1939 году (ок. 8,6 млн чел.). Сейчас это второй по населению город Европы (после Москвы) и двадцать первый город мира.
Этнический состав
Во время переписи 2001 года 71 % лондонцев отнесли себя к белой (европеоидной) расе, из них 60 % считали себя британцами (то есть англичане, шотландцы, валлийцы), 3 % — ирландцы (остальные белые — 8,5 %); 10 % лондонцев — выходцы из Южной Азии и с Ближнего Востока; 11 % — представители негроидной расы (5,5 % — африканцы, 5 % — карибцы, 1 % — остальные); 1 % — китайцы, 2 % приходится на остальные национальности (по большей части, это филиппинцы, японцы, вьетнамцы). 27 % лондонцев родилось за пределами Евросоюза. Для каждого третьего лондонского школьника родным языком является не английский.
При оценке 2007 года ситуация в целом осталась прежней: 69,0% жителей отнесли себя к белой расе. 57,7% - к британцам, 2,4% - к ирладцам, и 8,9% были классифицированы как "остальные белые". Выходцев из Южной азии и Ближнего востока насчитывалось 13,3%. 10,6% - представители негроидной расы включая 5,5% - выходцев из африки.По данным 2008, 40% жителей города принадлежали к т.н. "этническим меньшинствам".
Религиозный состав
Из верований наибольшей популярностью пользуется христианство
— 58,2 %. Следом за ним идут ислам — 7,8 %; индуизм — 4,1 %; иудаизм — 2,1 % и сикхизм — 1,5 %. Довольно много в Лондоне атеистов — 15,8 %.
Места компактного проживания лондонских мусульман — Тауэр-Хэмлетс и Ньюхэм. Крупная индуистская община расположена в северо-западных округах Хэрроу и Брент, сикхи проживают в основном в восточных и западных районах, а иудеи — в Стэмфорд-Хилле и Голдерс-Грин, располагающихся в северной части Лондона.
Транспорт
Большинство гостей Лондона попадают в город через железнодорожные вокзалы. Многие из них были построены в XIX веке и послужили прообразом вокзалов по всей Европе. Среди наиболее загруженных вокзалов Лондона — Ватерлоо (поезда из юго-западных графств), Виктория (поезда из пригородных графств), Паддингтон (поезда из западных графств и Уэльса), Сент-Панкрас (поезда из Европы) и Кингз Кросс (поезда из Шотландии).
Система общественного транспорта Лондона — одна из самых загруженных в мире, и поэтому её приходится постоянно увеличивать и тем самым усложнять. Следующий виток увеличения транспортной сети города связан с подготовкой к летней Олимпиаде 2012 года. Три основных вида общественного транспорта в Лондоне — это автобусы, метро и такси.
За городской транспорт Лондона отвечает муниципальная служба Transport for London. В частности, она эксплуатирует метро, автобусы и трамваи Лондона и лицензирует городские такси и водный общественный транспорт.
Автобусы служат для локальных перемещений. Существует 700 маршрутов, по которым автобусы перевозят в будние дни до 6 миллионов пассажиров. Знаменитые автобусы модели Routemaster, ставшие одним из символов не только Лондона, но и всей Великобритании, были сняты с линейной эксплуатации в 2005 году и сейчас ходят только по экскурсионным маршрутам.
Лондонский метрополитен — старейший в мире. Он беспрерывно работает с 1863 года и ежедневно перевозит 3 миллиона пассажиров, что в год составляет число, примерно равное 1 миллиарду человек. Лондонское метро состоит из 12 линий, большинство из которых связывает центр города с его окраинами. Лондонцы часто называют метрополитен «трубой» из-за очень небольшого диаметра тоннелей глубокого заложения. За последние десять лет спрос на метро вырос на 70%. Обслуживает метро порядка 16000 человек.
Кроме «классического» метро, в Лондоне с 1987 года действует система Docklands Light Railway , которую можно назвать лёгким метро. В отличие от «классического» лондонского метро трасса Docklands Light Railway проложена в основном не в тоннелях, а на эстакадах. Поезда Docklands Light Railway следуют в автоматическом режиме. Существует несколько станций пересадок между лондонским метрополитеном и Docklands Light Railway.
Прежде в Лондоне имелась разветвлённая трамвайная система, но она была закрыта в 1952 году. С 2000 года в Кройдоне, пригороде Лондона, действует современная трамвайная система Tramlink. Имеются планы строительства новых трамвайных линий ближе к центру города: например West London Tram, который поддержали большинство жителей района. Однако затем план был отложен и решено было уделить большее внимаение развитию автобусного парка.Также планировалось открыть Cross River Tram, однако и этот проект был свёрнут ввиду недостатка средств.
Помимо трамваев в Лондоне действовало и троллейбусное сообщение, которое было прекращено в 1962 году. Однако существуют планы по восстановлению троллейбусного сообщения.
Также в Лондоне имеется общественный водный транспорт. Система городских водных маршрутов известна как London River Services. Некоторые маршруты нацелены на туристов, другие чаще используются самими лондонцами как обычный общественный транспорт, например для поездок на работу. Хотя London River Services лицензируются Transport for London, эксплуатация осуществляется частными фирмами, и на водных маршрутах Лондона проездные на автобус и метро не действуют (хотя могут давать скидки).
Знаменитые лондонские чёрные такси выглядят абсолютно так же, как семьдесят лет назад, если не считать рекламы, покрывающей теперь многие из этих автомобилей. Теперь в Лондоне в качестве такси также используются и автомобили более новых моделей, выглядящие более современно. Стоит заметить, что, в отличие от большинства крупных городов, в Лондоне все такси контролируются городской администрацией, вернее муниципальной службой Transport for London.
Ближе к окраинам города движение на улицах преимущественно автомобильное. В Лондоне действует несколько высокоскоростных трасс, внутренняя кольцевая автодорога. За въезд частных автомобилей в центр города взимается плата (с 2003 года — 8 ф.ст., около 400 руб.).
В Лондоне находится пять аэропортов: самый загруженный в мире Хитроу, ещё один крупный аэровокзал Гэтвик, небольшие Станстед и Лутон, а также Лондон-Сити, предназначенный в основном для чартерных рейсов бизнесменов.
Ваш рейтинг материала: