22, November 2017 Europe/Moscow @ 00:29 am

TRAVALAPA.RU

Путеводитель в мире приключений
Главная / Новые путеводители / Новые путеводители (Франция) /

Париж. Прогулка "Сад Тюильри - Опера Гарнье"

Париж. Прогулка

Пройдясь по маршруту Вы увидите сад Тюильри, изначально разбитый для дворца Екатерины Медичи, прогуляетесь мимо одного из самых известных музеев мира - Лувр и осмотрите богато украшенную как внутри, так и снаружи, легендарную парижскую "Оперу-Гарнье".

Ваш рейтинг материала:

Церковь Мадлен

Церковь Мадлен (фр. l'église de la Madeleine) — церковь Святой Марии Магдалины в 8-м округе Парижа, на одноимённой площади, вписанной в ансамбль более крупной площади Согласия. Наряду с другими зданиями площади, представляет собой эталон архитектуры французского классицизма. Церковь была создана, как храм славы наполеоновской армии. Подробнее...

Фотогалерея

Описание

Тип церкви — греко-римский храм; образцом послужил Мезон Карре в Ниме:

  • в длину — 108 м;
  • в ширину — 43 м;
  • по периметру стоят 52 коринфских колонны, полностью окружающие здание;
  • высота каждой колонны 19,5 м.

Освещается храм через свод, — в отличие от других храмов церковь не имеет ни трансепта, ни боковых окон.

История

История строительства церкви растянулась на 85 лет по причине политической нестабильности Франции в конце XVIII — начале XIX веков. Строительство началось при Людовике XV, в честь которого оформляли площадь Согласия и её окрестности, и который самолично заложил первый камень будущей церкви. Первоначальный проект уподоблялся Дому инвалидов — крестообразное сооружение с куполом. Наполеон пожелал, чтобы храм был посвящён победам его армии; проект был пересмотрен архитектором Виньоном, но поражение в войне в Россией 1812 года стоило храму трансформации в железнодорожный вокзал — первый в Париже — в 1837 году, и возвращения к первоначальному предназначению лишь в 1845 году.

Площадь Согласия

Площадь Согласия (фр. Place de la Concorde) — центральная площадь Парижа и выдающийся памятник градостроительства эпохи классицизма. Вторая по величине во Франции (после площади des Quinconces в Бордо). Посередине площади установлен луксорский обелиск Рамзеса II полученный в 1831г. в дар французскому правительству от египетского правителя Мехмета Али.

Подробнее...

Фотогалерея

Описание

История

Площадь имен Людовика XV была разбита между Елисейскими полями (с запада) и садом дворца Тюильри (с востока) по заказу самого короля его первым архитектором Габриэлем в 1755 г. Первоначально представляла собой окружённый рвом восьмиугольник, по углам которого стояли восемь аллегорических статуй, символизирующих главные города Франции. Для символа Страсбурга позировала Жюльетта Друе, возлюбленная скульптора Прадье, она же на протяжении пятидесяти лет жила с Виктором Гюго. Все долгие годы, в течение которых Эльзас был оккупирован немцами, статую - в знак национальной беды - покрывала траурная вуаль.
Ни одна из восьми статуй не является примером высокого искусства, но зато они обладают одной особенностью: их постаменты столь огромны, что в каждом из них когда-то помещалась небольшая квартира. Парижские власти XIX века сдавали это экзотическое жилье за 500 франков в год. Теперь здесь разместились входы в подземный паркинг.

Посредине площади установили конную статую Людовика XV работы Бушардона и Пигаля, которая впоследствии была разрушена.

С северной стороны были возведены элегантные здания Морского министерства и отель де Крийон. В 1787-90 гг. через Сену был перекинут мост Согласия, который на противоположном берегу упирается в здание Национального собрания (бывш. Бурбонский дворец).

Французская революция

Во время Великой Французской революции статую короля на площади сменила гигантская гильотина. Здесь в окружении ликующих толп народа были обезглавлены король Людовик XVI и королева Мария-Антуанетта, позднее — Дантон и Робеспьер. В те времена это место называлась Площадью Революции. Своё нынешнее наименование площадь получила в залог примирения сословий по окончании революционного террора в 1795 г.

Египетский обелиск

В 1831 г. египетский правитель Мехмет Али предложил французскому правительству в дар луксорский обелиск Рамзеса II. Он был доставлен в Париж 21 декабря 1833 г. и, по решению короля Луи-Филиппа, был установлен в центре площади Согласия. На постамент нанесены диаграммы, иллюстрирующие процесс доставки 23-метрового 250-тонного сооружения из Египта во Францию. Подобные обелиски («иглы Клеопатры») были также установлены в Лондоне и Нью-Йорке. Позолоченное навершие обелиска появилось только в 1998 году.

Луксорский обелиск в Париже - один из двух обелисков на входе в Луксорский храм в Египте, подаренный Франции в начале 1830-х гг. египетским вице-королём Мухаммедом Али. Это самый древний монумент французской столицы. Отказ от второго обелиска был официально адресован египетскому правительству французским президентом Франсуа Миттераном во время его первого президентского мандата.

В искусстве

«Площадь Согласия» — это также название новаторского полотна Эдгара Дега, которое после падения Берлина было вывезено в СССР и ныне экспонируется в Эрмитаже.

Музей Оранжереи

Музей открыли в 1927-м в бывшей императорской оранжерее. Главная приманка собрания — панорамные картины Клода Моне «Кувшинки», которые были переданы художником государству с условием, что они всегда будут экспонироваться вместе. В музее также хранятся коллекции Жана Вальтера и Поля Гийома, которые в 1965 году добавили к Моне работы Сезанна, Ренуара, Руссо, Матисса, Модильяни, Сутина, Пикассо.

Подробнее...

Фотогалерея

Адрес
Адрес: Rue de Rivoli, Paris 75001 France
Телефон: +33 1 4477 8007
E-mail: information-orangerie@culture.gouv.fr
Web-сайт: http://www.musee-orangerie.fr/

Сад Тюильри

Сад Тюильри (фр. le jardin des Tuileries) — в центре Парижа, в 1-ом округе, занимает территорию между площадью Согласия, улицей Риволи, Лувром и Сеной; раскинулся на 25,5 га, его длина 920 м, а ширина 325 м. Когда-то здесь находился дворец Тюильри, а теперь — самый значительный и самый старый сад «а ля франсэ» — французский парк. Подробнее...

Фотогалерея

Описание

Ещё в XV веке здесь была окраина города за стенами Луврской крепости — с публичной свалкой и добычей глины для производства черепицы (фр. tuile, «тюиль»), — отсюда и название Тюильри.

Первый парк начали разбивать в 1564 году по приказанию Екатерины Медичи, пожелавшей новый дворец — Тюильри — и сад для прогулок. Поэтому парк был в итальянском стиле: 6 аллей по длине сада и 8 — по его ширине. Через 110 лет, в 1664 году, Кольбер приказал перепланировать парк, поручив это задание Ленотру.

Лувр

Лувр (фр. Musée du Louvre) — один из крупнейших художественных музеев мира (третий в мире по занимаемой площади: 160 106 квадратных метров, из которых на 58 470 располагаются экспозиции). Музей расположен в центре Парижа, на правом берегу Сены, на улице Риволи, в 1-м округе столицы.

Здание музея — старинный королевский дворец (Palais du Louvre). Конная статуя Людовика XIV обозначает точку начала так называемой исторической оси Парижа, но дворец не выровнен по ней.

Лувр — один из старейших музеев с богатой историей коллекционирования художественных и исторических реликвий Франции, начиная со времён династии Капетингов и до наших дней.

В Лувре собиралось всё, этот музей можно назвать универсальным. Его коллекции покрывают огромные географические и временные пространства: от западной Европы до Ирана через Грецию, Египет и Ближний Восток; с античности до 1848 года. Европейское искусство новейшего периода времени — с 1848 года и до наших дней — представлено в Музее Орсе и Центре Жоржа Помпиду, а азиатское выставляется в музее Guimet. Искусство Африки, Америки и Океании экспонируется в музее набережной Бранли.

Самые известные экспонаты Лувра: свод законов Хаммурапи, Венера Милосская, Ника Самофракийская, Джоконда (Мона Лиза) и другие картины Леонардо да Винчи, картины Рембрандта, Тициана, Свобода, ведущая народ кисти Делакруа. Лувр — самый посещаемый музей мира, в 2006 году здесь побывало более 8,3 миллионов человек.

Подробнее...

Фотогалерея

Адрес

Метро: Louvre Rivoli
Режим работы: пн, чт, сб-вс 9.00–18.00, ср, пт 9.00–22.00
Web-сайт: www.louvre.fr

Главный вход через пирамиду Cour Napoleon, M° Palais Royal — Musee du Louvre
Вход — €9; ср, пт с 18.00 — €6, для детей до 18 лет, в первое вс месяца, а также для лиц до 26 лет в пт с 18.00 вход свободный



Описание

История

Королевский дворец

В основе Лувра лежит замок-крепость — Большая башня Лувра, — возведённого королем Филиппом-Августом в 1190 году. Одним из главных предназначений замка было наблюдение низовий Сены, одного из традиционных путей вторжений и набегов эпохи викингов. В 1317 году, после передачи имущества Тамплиеров Мальтийскому ордену, королевская казна переносится в Лувр. Карл V делает из замка королевскую резиденцию.

Устаревшая Большая башня Лувра была разрушена по приказу Франциска I в 1528 году, и в 1546 начинается превращение крепости в великолепную королевскую резиденцию. Эти работы проведены Пьером Леско и продолжались во время правления Генриха II и Карла IX. Два новых крыла были присоединены к зданию. В 1594 году Генрих IV решает соединить Лувр с дворцом Тюильри, построенным по желанию Екатерины Медичи. Квадратный двор дворца создавался архитекторами Лемерсье, а затем Луи Лё-Во во времена правления Людовика XIII и Людовика XIV, он увеличил дворец в четыре раза. Оформлением и украшением дворца руководили тогда такие художники как Пуссен, Романелли и Лебрен. В 1667—1670 гг. архитектором Клодом Перро на восточном фасаде дворца, выходящем на площадь Лувра, сооружена Колоннада Лувра.

В 1678 году работы были резко приостановлены, когда Людовик XIV выбирает Версаль как новую королевскую резиденцию. Лувр надолго остается без внимания. Только в XVIII веке в Лувре разрабатываются новые проекты. Одним из этих таких начинаний было превращение Лувра в музей. Проект рождается в правление Людовика XV и заканчивается с Французской Революцией.

Музей

Впервые двери музея были открыты для публики 8 ноября 1793 г., во время Французской Революции.

В 1989 г. в центре двора Наполеона была добавлена стеклянная пирамида, созданная американским архитектором Йео Минг Пеем.

История создания коллекции

В начале своего существования Лувр пополнял фонды за счет королевских коллекций, собранных в своё время Франциском I (итальянские полотна) и Людовиком XIV (самое крупное приобретение — 200 полотен банкира Эверара Жабаха (Everhard Jabach). На момент основания музея королевская коллекция насчитывала ровно 2500 полотен.

Постепенно в собрание музея были переданы наиболее ценные картины королевской коллекции. Огромное количество скульптур пришли из Музея французской скульптуры (musée des Monuments français) и после многочисленных конфискаций имущества в период революции.

В период наполеоновских войн коллекция музея пополнялась военными трофеями, тогда же в музей попадают археологические находки из Египта и Ближнего Востока.

Стоит также сказать о предметах искусства, переданных Лувру по завещаниям (коллекция Эдмунда Ротшильда), и множественных приобретениях, сделанных на протяжении XIX и XX веков.

Экспонаты попадали в Лувр различными путями. Одни из самых известных полотен Лувра — Джоконда (Леонардо да Винчи) и Прекрасной садовницы (Рафаэль) — принадлежали Франциску I (он приобрёл Джоконду в 1519 году). Брак в Кане Галилейской (Паоло Веронезе) была украдена из монастыря в Венеции в 1798 году. «Маленький нищий» Мурильо был куплен Людовиком XVI в 1782 г. А «Кружевница» Вермера и «Автопортрет c чертополохом» Дюрера приобретены музеем в 1870 и 1922 годах соответственно. Наконец, полотно «Христос на Кресте» Эль Греко досталось музею даром, его забрали из здания суда в Prades (Восточные Пиренеи) в 1908 году.

Самые известные скульптуры музея — Венера Милосская, найденная в 1820 году и тогда же приобретённая послом Франции у турецкого правительства, и Ника Самофракийская, найденная по частям в 1863 году на острове Самотраки Шарлем Шампуазо (Charles Champoiseau), археологом и вице-консулом Франции в Андринопле (Andrinople).

Коллекции Лувра

Коллекции Лувра хранят шедевры искусства разных цивилизаций, культур и эпох. В музее около 300 000 экспонатов, из которых только 35 000 выставляются в залах. Многие экспонаты содержатся в хранилищах, поскольку не могут быть показаны посетителям более трёх месяцев подряд в целях сохранности.

Экспонаты Лувра разбиты на следующие коллекции:

  • Древний восток
  • Древний Египет
  • Древние Греция, Этрурия, Рим
  • Искусство ислама
  • Скульптуры
  • Предметы искусства
  • Картины
  • Графическое искусство

Древний восток

В восточной коллекции собраны предметы искусства, созданные на территории античных государств Ближнего Востока и Междуречья.

Множество цивилизаций сменяло друг друга на этой территории, начиная с эпохи неолита до нашей эры. Именно здесь зародилась письменность, ирригация, возникли административное, военное и религиозное управления.

Восточная коллекция Лувра разделена на три департамента:

  • Междуречье
  • Иран
  • Восток Средиземного моря (Сирия, Палестина, Кипр)

Древний Египет

Отдел Древнего Египта был создан 15 мая 1826 года по распоряжению Карла X. Первым смотрителем созданного Музея Египта стал расшифровщик древнеегипетских иероглифов Жан-Франсуа Шампольон.

В настоящий момент коллекция египетских древностей разбита на 3 части:

  • Римский Египет, Коптский Египет;
  • тематическая экспозиция;
  • хронологическая экспозиция.

Пале-Рояль

Пале-Рояль (фр. Palais Royal — «королевский дворец») — площадь, дворец и парк, расположенные в Париже напротив северного крыла Лувра. Несмотря на название, стоящий на площади дворец был построен по проекту Жака Лемерсье для кардинала Ришельё и поначалу назывался Кардинальским. После смерти Ришельё дворец заняла вдовствующая Анна Австрийская с юным Людовиком XIV, потом здесь поселился кардинал Мазарини. Подробнее...

Фотогалерея

Описание

Резиденция герцогов Орлеанских

При Людовике XIV и его преемниках дворец служил городской резиденцией герцогов Орлеанских, и в малолетство Людовика XV именно отсюда принц-регент вёл управление всей Францией. В одном из флигелей «Король-Солнце» поселил свою фаворитку герцогиню де Лавальер; там она родила двух внебрачных сыновей короля.

Театр Комеди Франсез

В начале XVIII в. дворцовые апартаменты были обновлены в только входившем тогда в моду стиле рококо. Эти интерьеры были уничтожены в 1784 г., когда на месте части дворца было возведено здание театра для размещения Комеди Франсез. Существовавший до этого театр Пале-Рояль был столь же тесно связан с жизнью и творчеством Мольера, как лондонский «Глобус» — с творчеством Шекспира.

Публичный сад

Примерно в те же предреволюционные годы владелец дворца, герцог Орлеанский, впоследствии известный как Филипп Эгалите, открыл сады для посещения всеми желающими и возвёл на площади величественные колоннады с лавками. Это проявление популизма принесло герцогу Орлеанскому расположение самых широких слоёв парижского общества. Вскоре здесь засияли огнями самые модные клубы и кофейни города. Посетивший Париж в 1790 году Николай Карамзин назвал Пале-Рояль его столицей:

Вообразите себе великолепный квадратный замок и внизу его аркады, под которыми в бесчисленных лавках сияют все сокровища света, богатства Индии и Америки, алмазы и диаманты, серебро и золото; все произведения натуры и искусства; все, чем когда-нибудь царская пышность украшалась; все, изобретенное роскошью для услаждения жизни!.. И все это для привлечения глаз разложено прекраснейшим образом и освещено яркими, разноцветными огнями, ослепляющими зрение. — Вообразите себе множество людей, которые толпятся в сих галереях и ходят взад и вперед только для того, чтобы смотреть друг на друга! — Тут видите вы и кофейные домы, первые в Париже, где также все людьми наполнено, где читают вслух газеты и журналы, шумят, спорят, говорят речи и проч. <...> Всё казалось мне очарованием, Калипсиным островом, Армидиным замком («Письма русского путешественника», письмо от 27 марта 1790 г.).

Государственные учреждения

В 1852 г. площадь была расширена при реконструкции Парижа, предпринятой под руководством барона Османа. Во время Парижской коммуны 1871 г. дворец сгорел, но был отстроен уже через два года и с тех пор размещает различные правительственные учреждения — Государственный совет, Конституционный совет и Министерство культуры. Сразу за дворцом находятся старые здания Национальной библиотеки.

В 1986 г. на площади появились современные инсталляции — так называемые Колонны Бюрена («Искусство преображает город»).

Национальная библиотека Франции

Национальная библиотека (фр. Bibliothèque Nationale или BNF) — самое богатое собрание франкоязычной литературы в мире и самая крупная библиотека во Франции. Исторически располагалась в Париже на рю Ришельё (сразу за Пале-Рояль) в ансамбле зданий XVII века, построенных по проекту Мансара для кардинала Мазарини и расширенных после 1854 г. Ныне этот ансамбль хранит только малую, но самую ценную часть государственной библиотеки — манускрипты. Основное библиотечное хранилище построено в 13-м округе, это четыре высотных башни на левом берегу Сены, возведённые в форме раскрытых книг; хранилище носит имя Франсуа Миттерана. В БНФ работают 2700 чел., из них 2500 чел. — полный день. Подробнее...

Фотогалерея

Адрес
Метро: Bourse, Quatre-Septembre

Описание

Краткая история

Национальная библиотека Франции — одна из самых старых в Европе. Королевская библиотека существовала в Лувре ещё при Карле V (правил в 1364—1380 гг.) и насчитывала 1200 рукописей. Со временем от этого собрания почти ничего не осталось, так что Людовик XI был принуждён начинать создание дворцового книгохранилища с чистого листа. Франциск I приказал доставлять в библиотеку по экземпляру каждой книги, печатавшейся по Франции, а в 1544 г. вывез всё собрание из Лувра в Фонтенбло.

В XVII веке библиотека вернулась в Париж, а в 1622 г. был издан первый её каталог. Людовик XIV сделал библиотеку публичной, открыв её для свободного посещения. Своё нынешнее название библиотека получила по решению Конвента во время Великой Французской революции. В XIX веке усилиями Леопольда-Виктора Делиля был значительно расширен отдел рукописей.

Подробная история

Парижская национальная библиотека в различные времена носила разные названия: библиотеки короля, королевской, императорской и национальной; долго была личной библиотекой французских королей.

Уже король Пипин Короткий имел собрание рукописей. Карл Великий основал библиотеку в Аахене, довольно значительную по тому времени, но после его смерти библиотека была распродана. Король Людовик IX вновь собрал довольную большую библиотеку, которую завещал четырём духовным общинам.

Настоящим основателем Парижской библиотеки был Карл V Мудрый, который завёл библиотеку не только для себя лично, но также с целью дать возможность ученым работать; он не только покупал и заставлял переписывать рукописи, но и велел перевести некоторые книги «на пользу королевства и всего христианского мира». В 1367—1368 гг. библиотека, по приказанию короля, была перенесена в Соколиную башню (tour de la Fauconnerie) Луврского замка.

В 1373 г. был составлен её каталог, дополненный в 1380 г. Эта библиотека сильно пострадала от того, что королевские родственники брали из неё книги и не возвращали обратно. Из 1200 списков, бывших в библиотеке, до нас дошла едва лишь двадцатая часть.

Людовик XII перенес луврскую библиотеку в Блуа и присоединил её к библиотеке, собранной там его дедом и отцом, герцогами Орлеанскими; он же приобрел богатое собрание книг герцогов миланских, часть книг из библиотеки Петрарки и собрание книг Людовика де Брюж, сеньора де ла Грютьюз (de la Gruthuyse).

Франциск I присоединил к королевской библиотеке свою личную, собранную его отцом и дедом; он с большим усердием продолжал собирать книги, во Франции и за границей, для увеличения библиотеки. В 1523 г. он велел поместить в Фонтенбло богатую библиотеку, конфискованную у коннетабля Бурбонского; там же он основал библиотеку греческих рукописей, перенесённых из блуасской библиотеки. При нем королевская библиотека была одной из богатейших во всей Европе; мало-помалу её перестают рассматривать как личную собственность короля, и она становится общественным учреждением, открытым для учёных. При Франциске I учреждены должности главного библиотекаря королевской библиотеки, помощников его и переплётчиков.

В конце царствования Карла IX библиотека из Фонтенбло была перевезена в Париж.

При Людовике XIII в Лувре была учреждена библиотека, принадлежавшая лично королю и звавшаяся королевским кабинетом (Cabinet du roi).

В царствование Людовика XIV королевская библиотека приобрела и получила в дар весьма много книг и рукописей первостепенной важности. Главное заведывание библиотекой находилось в руках Кольбера, как главного интенданта над королевскими зданиями.

Важнейшие приобретения библиотеки в его время были следующие: собрание книг (9000 томов) и рукописей (260), принесённое в дар братьями Дюпюи; дар Гастона Орлеанского, заключавшийся в книгах, рукописях, медалях, миниатюрах, рисунках и др. редкостях: дар графа де Бетюн (de Béthune) — замечательное собрание исторических документов, в количестве 1923 томов. В 1715 г. библиотека получила в дар знаменитое собрание Геньера (Gaignières). В 1669 г. была приобретена библиотека врача Жака Ментеля, состоявшая из 10 000 книг и 136 рукописей. Не ограничиваясь представлявшимися во Франции случаями приобрести ценные книги и рукописи, Кольбер посылал за границу ученых, чтобы разыскивать и приобретать книги; таким образом были вывезены ценные книги и рукописи с Востока, из Греции; Египта, Персии, Константинополя, Италии, Португалии, Швеции и т. д.

В царствование Людовика XV библиотека приобрела около 20 замечательных собраний книг и рукописей (важнейшие — библиотека Кольбера, с 6645 древними рукописями, и библиотека епископа авранийского Huet). Благодаря усилившимся торговым сношениям с Востоком, продолжалось приобретение книг и там; так, в 1723 г. индийская компания прислала свыше 1800 китайских книг.

Во время великой революции библиотека получила неисчислимые книжные богатства, благодаря перешедшим к ней собраниям книг различных монастырей и эмигрантов; богатейшим было собрание монастыря Сен-Жермен-де-Пре — свыше 9000 древних рукописей, затем собрание Сорбонны — до 1575 рукописей. Из последующих приобретений библиотеки самые значительные — собрание Лабедойэра в 10 000 книг о французской революции, собрания книг о Вольтере (1996 кн.) и о Монтене (1440 кн.), 350 корейских рукописей.

Современное здание

В 1988 г. президент Франсуа Миттеран поддержал программу реформирования библиотеки, в соответствии с которой основные фонды переехали в современные высотные здания в XIII округе Парижа (арх. Доминик Перро). На тот момент число печатных книг в собрании библиотеки превышало 9 млн. С изобретением технологии сканирования книг Национальная библиотека одной из первых в мире оцифровала наиболее востребованные фонды, разместив их в интернете по адресу http://gallica.bnf.fr

Опера Гарнье

Опера́ Гарнье́ (фр. Opéra Garnier) или дворец Гарнье (Palais Garnier) находится в IX округе Парижа, в конце Оперного проспекта (avenue de l’Opéra), около одноимённой станции метро. Здание считается эталоном эклектической архитектуры в стиле боз-ар. Оно относится к эпохе крупных преобразований города, успешно воплощённых Наполеоном III и префектом Османом.

Здание долго именовалось Парижской оперой, но после открытия Оперы Бастилии в 1989 году его называют просто именем архитектора Шарля Гарнье. Сегодня оба учреждения объединены в общественно-коммерческое предприятие «Государственная парижская опера» (Opéra national de Paris).

Подробнее...

Фотогалерея

Адрес

Визит без гида

Театр открыт для посещения с 10 до 17 часов каждый день, кроме трех праздничных дней 1 января, 1 мая, 25 декабря и утренних представлений. Театральный зал открыт до 13:00. Тариф - 8 евро, дети до 10 лет - бесплатно.

Визит с гидом

Длится 1 час 30 мин. Группы до 30 чел. Каждую среду, субботу и воскресенье. На французском: в 11:30 и 15:30 (во время каникул дополнительно в 14:00 и каждый день недели). На английском: в 11:30 и 14:30 (во время каникул каждый день)

Проезд

  • Метро: Opéra, линии n° 3, 7, 8
  • RER: линия A, станция Обер (Auber)
  • Автобусы: 20, 21, 22, 27, 29, 42, 52, 53, 66, 68, 81, 95
  • Подземная парковка: Пляс Вандом (Place Vendôme)

Контакты для индивидуального посещения: 0 892 89 90 90 (0.34€ за минуту с фиксированных линий во Франции); + 33 (0)1 71 25 24 23 (из заграницы)
Контакты (для групп от 10 человек): + 33 (0)1 40 01 80 54
Официальный сайт: visites.opera-de-paris.com



Описание

История

Дворец Гарнье — тринадцатая по счёту парижская опера после официального признания этого вида искусства Людовиком XIV в 1669 году. Цифра «13» станет легендарной для этого здания. После покушения на свою жизнь 14 января 1858 года в здании старой оперы на улице Лё Пёлетье́ (Le Peletier) Наполеон III отказался его посещать и потребовал новое здание. Был объявлен конкурс на лучший проект здания, и победителем стал никому неизвестный тридцатипятилетний Шарль Гарнье. Работы по возведению оперы длились 15 лет — с 1860 по 1875, с многочисленными перерывами из-за войны 1870 года, падения имперского режима, Парижской коммуны. Завершение работ к 30 декабря 1874 года вылилось в общую сумму расходов 36 миллионов франков золотом. Оставались недоделанные места, например Зеркальная ротонда и курительная галерея. Последняя так никогда и не была закончена.

Впервые Гранд Опера́ открылась 15 января 1875 года. Это событие отражено в романе Гастона Леру. Там же описывается случившийся конфуз: на открытие забыли пригласить самого Шарля Гарнье, и ему пришлось покупать себе входной билет (на самом деле архитектор был официально приглашен вместе со своей женой).

Здание театра

Основной фасад

В 2000 году главный фасад оперы был полностью восстановлен, он заново обрёл свою первоначальную многоцветность, а статуи позолоту.

Парадная лестница

Вестибюль главной лестницы — одно из самых знаменитых мест Оперы Гарнье. Выложенный мрамором разных цветов, он вмещает двойной пролёт лестницы, ведущей к театральным фойе и этажам театрального зала. Парадная лестница это тоже театр, та сцена, где во времена кринолинов дефилировала избранная публика. На четырых частях расписанного потолка изображены различные музыкальные аллегории.

Внизу лестницы стоят два бронзовых торшера — женские фигуры, держащие букеты из света.

Библиотека-музей

Коллекции библиотеки-музея, принадлежащей Национальной библиотеке Франции, хранят прошлое Оперы за последние три века. В залах музея на протяжении всего года устраиваются временные тематические выставки в дополнение к постоянной экспозиции из картин, рисунков, фотографий и уменьшенных объемных макетов театральных декораций.

Библиотека-музей находится в Ротонде императора – западном павильоне от главного фасада, изначально задуманном как императорские помещения. После падения империи они так и не были закончены, до сих пор там можно увидеть массивную кладку из каменных блоков, сделанную в 1870 году.

Театральные фойе

Фойе – место прогулок зрителей во время антракта – просторны и богато украшены. Свод первого фойе покрыт прелестной мозаикой c золотым фоном. Отсюда прекрасный вид на всё пространство парадной лестницы.

Большое фойе было задумано Гарнье по образцу парадных галерей старых замков. Игра зеркал и окон визуально придает галерее еще больший простор. На великолепном, расписанном Полем Бодри потолке – сюжеты музыкальной истории, а главным декоративным элементом служит лира. Она повсюду в этом декоративном царстве – от сводов до решеток отопления и дверных ручек. В центре фойе, возле одного из тех окон, откуда открывается вид на Оперный проспект до самого Лувра , установлена копия бюста Шарля Гарнье скульптора Карпо.

В конце галереи с баром находится Зеркальный салон – чистая и светлая ротонда с хороводом вакханок и фавнов на потолке, расписанном Клэрэном (Clairin), с изображениями на стенах различных напитков (чай, кофе, оранжад, шампанское...), а также рыбной ловли и охоты. Завершенный уже после открытия Оперы, салон продолжает хранить дух 1900-го года.

Театральный зал

Красно-золотой зрительный зал в итальянском стиле выполнен в форме подковы. Он освещен огромной люстрой из хрусталя, а потолок расписан в 1964 году Марком Шагалом. Зал вмещает 1900 зрительских кресел, отделанных красным бархатом. Великолепный занавес из расписной ткани имитирует красную драпировку с золотыми галунами и кистями.

Опера Гарнье в цифрах

  • Площадь: 11 237 м²;
  • Длина: 173 м;
  • Ширина: 125 м;
  • Высота от нижней точки подвала до верхней точки лиры Аполона: 73,60 м;
  • Высота парадной лестницы: 30 м;
  • Размеры большого фойе: высота 18 м, длина 54 м и ширина 13 м;
  • Размеры зала: высота 20 м, длина 32 м, ширина 31 м;
  • Вес люстры: 8 тонн;
  • Сцена: высота 60 м (из них 45 м под сценой и 15 м над самой сценой), 27 м в глубину, ширина 48,5 м (занавеси открываются на ширину 16 м).
Интересные факты
  • На конкурсе архитекторов, в день официальной презентации планов, императрица Евгения, больше благоволившая архитектору Вьоле-лё-Дюку (Viollet-le-Duc), окликнула Шарля Гарнье с таким вопросом: «И какой это стиль? Это и не греческий, и ни Людовика XV и ни XVI! ». На что Гарнье ответил: «Это же Наполеон III, и вам не нравится?!». Император отвёл Гарнье в сторону и зашептал: «Не переживайте, она всё равно в них не понимает!» Вот так и родился стиль Наполеона III.
  • Опера Гарнье – 13-й оперный зал в Париже; 20 мая 1896 года один из 700-килограммовых противовесов люстры падает во время представления «Фауста» Гуно (Gounod) и убивает зрителя на месте номер 13; неосторожная юная балерина нашла свою смерть на 13-й ступени парадной лестницы.
  • В знаменитом романе Гастона Леру «Призрак Оперы» говорится о подземном озере. И на самом деле в подвальных помещениях есть резервуар с водой, он служит для большей устойчивости фундамента и как запас воды на случай пожара.
  • С 1982 года на крыше Дворца Гарнье стоят пчелиные ульи, а поставил их в свободное от работы время реквизитор Оперы – страстный пчеловод.
  • 24 декабря 1907 года в двух герметичных урнах были запечатаны 24 диска на 78 оборотов, отобранные Альфредом Кларком (директором французского филиала компании «Граммофон»), а затем зарыты в подвалах Дворца Гарнье. Это послание в будущее, обновлённое в 1912 году, было составлено главным образом из лирических записей величайших певцов начала XX века, таких как Энрико Карузо, Эмма Кальвэ, Нелли Мельба, Аделина Патти и Франческо Таманьо. По желанию Альфреда Кларка урны должны быть открыты не раньше, чем через 100 лет. После их нахождения во время реставрационных работ 1988 года, заботу о них поручили Государственной библиотеке Франции. Как только 100 лет прошли, урны были официально извлечены 19 декабря 2007 года. В 2008 году их откроют, и наследница «Грамофона» - EMI - перепишет «ушедшие голоса» на цифровой диск.