18, October 2017 Europe/Moscow @ 06:35 am

TRAVALAPA.RU

Путеводитель в мире приключений
Главная / Отчеты /

Лион 3. Из неувиденного

Автор: andanton.livejournal.com


Дата: 2011-05-20 08:26:05

Каждый год с 5 по 8 декабря по поводу дня города в Лионе проходит уникальный фестиваль света. Сейчас нас всех уже трудно удивить лазерными шоу. Однако, если в принципе невозможно придумать ничего абсолютно нового, можно поражать воображение обилием зрелища. По слухам, иллюминация в Лионе намного больше, ярче и затейливее, чем где бы то ни было. К празднику готовятся весь год, и лазерные картины год от года не повторяются. Ниже пойдет подборка вперемешку моих и чужих не слишком качественных - но уж какие нашел - фотографий. Я буду коррелировать снимки, сделанные 8 декабря разных лет, со своими ночными фотографиями тех же объектов. Кадры без иллюминации мои, а расцвеченные - чужие.



 
 Это, понятное дело, базилика Фурвьер с телебашней. Подсвеченное здание внизу мне ни о чем не говорит, я не знаю, что это такое.


Так бывает раскрашен собор Сен-Жан.




А это обалденно красивая церковь Сен-Низер. Она сама по себе прекрасна, но в лазерных лучах она смотрится просто бесподобно.


Лионская ратуша. Мужик на коне - это Генрих IV. Был когда-то там Король-Солнце Людовик, но его сковырнули во время революции, а потом решили поставить другого короля. Один король, другой король, какая разница.


Фонтан скульптора Бартольди перед ратушей. Он же создатель статуи Свободы. Кони фонтана символизируют самые важные французские реки. Этот фонтан Бартольди вообще-то создал не для Лиона, а по заказу мэрии Бордо. Но потом мэрию Бордо задушила жаба, и денег на оплату фонтана не нашлось. Бартольди продал его в Лион. В журнале у друга
rudzin я прочитал про легенду, что лионцы якобы стащили этот монумент с проходящего поезда. Хочется верить, что все было не совсем так брутально.




На самом нижнем кадре праздничная подсветка ратушных часов.


Еще один дом на ратушной площади. Его варианта с лазерной подсветкой я не нашел.


Опера Лиона - очень современное и необычное здание, построенное на базе более старого здания XIX века. Архитектор был вдохновлен формой и функциональностью гриля, поэтому зловещий красный свет медленно распространяется и гаснет вдоль крыши, вокруг статуй на фасаде и внизу под арками. Без света опера смотрелась бы по меньшей мере странно. С изменяющимся светом она приобретает абсолютно фантастическую ауру. Можно просто так стоять и наблюдать за тем, как она вспыхивает вся и медленно угасает, и красное пламя бежит по всей длине ее крыши. Это уж без всякой праздничной иллюминации смотрится фееричненько.
Лионские трабули
Traboules на английский переводятся как "shortcuts". А как на русский перевести - не знаю. Наверно, "проход".




Старый Лион представляет собой сплошную каменную застройку. Обязательная сточная канавка по центру мостовой очень технологично сделана. Сами улицы тянутся параллельно и бесконечно. У подножья обрыва вдоль Соны они тянутся длинными каменными нитками на разной высоте. Кое-где между этими улицами прорублены ходы самой разной формы. Это и есть трабули.


Крутая лестница между уровнями на склоне горы - это простейший трабуль.


Примечательный лионский двор (фотография с Википедии, свою я забраковал, но в этом дворе я был). Ход под башней в подворотню - это трабуль.


Облезлый проход внутри дома - это тоже трабуль (снимок не мой; опять же не помню, где я его взял)
На последней фотографии самый типичный трабуль. Происхождение этого дела таково: Лион славился как мировая столица шелкового ткачества. Помните, восстание лионских ткачей по истории проходили? Интереснейшая и поучительнейшая история, между прочим. Карл Маркс, зараза, из этих восстаний целую теорию вывел. Сейчас вся эта катавасия с ткачами смотрится совершенно под другим углом. Наиболее полно и содержательно их история изложена здесь, правда, на английском языке. На русском я как-то ничего не нашел, кроме - поразительно - классических вариаций на тему теории борьбы рабочего класса. Причем все факты перевраны безбожно. Оказывается, до сих пор жива Большая Советская Энциклопедия, которая толкует все события с единственно правильной точки зрения исторического материализма. И никаких примечаний типа устар. я на ее страницах не заметил.
Так вот, по условиям производства шелка его нельзя мочить в процессе. Поэтому переносить ткани из сушильни в красильню или наоборот по улице недопустимо. Тогда в домах - внутри - прорубили просеки, соединяющие мастерские между собой. Разветвленные трабули включают в себя не только проходы. Это могут быть винтовые лестницы, тоннели под улицами, ответвление от подъезда. Но самое поразительное, что многие трабули выглядят как обычные парадные. Это просто дверь с улицы, как правило, запертая на ключ, и ключ у жильцов. За входной дверью через стекло можно увидеть двери в квартиры. И там будет проход, он свернет под любым углом, потом пойдет наверх, вниз, вправо, влево - дверь - выход совершенно в другом месте, а перед ней ответвление - и снова выход уже неизвестно где.
Еще я читал, что ткачи всего лишь творчески развили трабули, которые начали создаваться до них. Возможно. Но, по-видимому, именно ткачи придали трабулям индустриально-утилитарную направленность.
Всего трабулей в старом Лионе более 400. По трабулям водят экскурсии. Буду в следующий раз там - пойду обязательно. Многие лионцы сами их всех не знают. Я разговаривал с местной барышней, и она мне рассказала, что ее родители, прожив в Лионе всю жизнь, не так давно пошли на такую экскурсию и были поражены. В годы Второй Мировой трабули активно использовались участниками Сопротивления. Нырнувшего в трабуль подпольщика словить было невозможно.
Конечно, человека, прожившего первый год своей жизни на Петроградской стороне Петербурга, проходными дворами и темными подворотнями удивить сложно. Отличительная особенность классических лионских трабулей в том, что они внутри домов за обычными дверями. В Питере вы иногда выныриваете на свежий воздух. Там можно как-то сориентироваться. Судя по описаниям, в лионских трабулях вы блуждаете по тускло освещенным коридорам для того, чтобы попасть в абсолютно новое место.
Для полноты картинки еще одна фотография лионского дома - просто так:


Лионские фрески

Говорят, они почище квебекских. И - увы - почти ничего из того, о чем говорят, я не нашел. В путеводителе эти фрески никак не отмечены. Пошли бродить по интернету.


Как обычно, с трудом можно поверить, что библиотека на первом плане - всего лишь рисунок на гладкой стене. Ну, и далее.






Вот ничего этого я не видел. Правда, в конце концов с помощью распросов я увидел одну большую фреску, но было темно, а перед домом росли деревья, и я не смог ее сфотографировать. Так что мне досталась только совсем маленькая невзрачная настенная картинка недалеко от базилики Фурвьер:


Так что в Лионе еще есть чем заняться.

Ваш рейтинг материала:

Расскажите друзьям

Запомнить ссылку 

Расскажите друзьям об этом отчете!

 Опубликовать в FaceBook 
 

Люди говорят