Главная / Отчеты /Непал: Завтрак с видом на…![]() Утро. Очень рано. Очень холодно. В мыслях – как бы побыстрее переместиться из-под одеяла в комнатку-столовую на первом этаже, где есть печка и будет горячая вода для питья. Казать нос на улицу без двух последних просто кощунство, поэтому мысль о туалете остается мыслью. Внизу ни чая, ни тепла, ни людей. На утреннюю службу в монастырь явно никто не собирается. Буржуйка не топлена с вечера, попытки обмотаться вокруг нее вызывают в памяти образ Снежной королевы, и теперь уже все равно – можно идти до ветру. Солнце ледяными потоками света обрушивается на окрестные горы, под ногами хрустит заиндевевшая трава. Хозяин гестхауза смотрит на лежащую далеко внизу деревню. Он настолько ушел в созерцание, что и мне впору забыть о холоде. Однако ни ветерка, ни звука, и от этого холод почему-то еще более пронзителен. ![]() Вспоминается вчерашний вечер: монахи, которых мы спрашивали насчет посещения монастыря, на редкость дружелюбны и открыты. Общаются уважительно и вместе с тем свободно, но не доходя до панибратства. Грань эту хорошо чувствуют и соблюдают. Один из монахов, смеясь, объяснил, почему вокруг монастыря не стоит ходить ночью, – dog will barking and biting – и, наклонившись и хватая меня за икры рукой под хохот товарищей, показывал, как кусает собака. "Приходите лучше к шести утра на службу", – сказал он, когда все отсмеялись. Стоя над холодной буржуйкой, я думаю, как быть теперь: согреться необходимо, потому что в буддистских монастырях не топят. Самое теплое место там это, видимо, кухня, куда "получить наряд" зимой – наверняка в удовольствие. Пока бегаем в поисках людей, неким чудесным образом кто-то разжег огонь, и теперь, покуда разгорается пламя, стены печки нагрелись до комнатной температуры. В общем, нашу с Ксюшей радость можно было понять, когда появился наконец хозяин гестхауза и мы бросились к нему, как к родному. – Простите, а можно заказать чаю? – спрашиваем наперебой. Хозяин смотрит непонимающими глазами, что-то скороговоркой говоря себе под нос. В руке его покачивается курильница, из которой тянется терпкий можжевеловый дым. – Tea, drink, hot water? – тщетно вопрошаем мы. В ответ все тот же непонимающий взгляд, бормотание, в котором, правда, на этот раз отчетливо проскочило "Ом ма ни пад ме хум". Дядька молится, видимо, изгоняя из своего гестхауза нечисть. Продолжая безостановочно бормотать, он скрывается в коридоре, отмахнув напоследок курильницей в сторону таблички с надписью "да нет, курите" и выпустив прощальный клуб дыма. ![]() Остается ждать. Вскоре "Ом ма ни пад ме хум" приближается вновь, но, вынырнув из-за занавески, закрывавшей коридор, снова уходит – на этот раз на второй этаж. Чай все же раздобыть удалось – воду вскипятила хозяйка, спальня которой, как выяснилось, в нише под лестницей. То ли она быстрее молилась, то ли переложила эту обязанность на плечи мужа…
К чаю пошли торты. Конечно, понятно, что европейские туристы где-нибудь в Шамони совершенно зажрались и потому им хочется, чтобы так было везде – спустился с гор, тут тебе и пиво, и выпечка, и девочки. В гестхаузах Тьянгбоче девочек нет – не добираются они сюда, слава богу, но пиво можно купить запросто, а местная пекарня это вообще что-то! Кажется кощунством поедать торт с видом на Эверест, Лхоцзе и Ама-Даблам (да еще монастырь в 100 метрах за спиной), однако выпечка просто восхитительна: на выбор и чизкейки, и яблочные штрудели, и такие экзотические пироги и торты, что нигде больше не найдешь. Так что днем ранее мы умяли по куску лимонного пудинга, прихватив с собой наутро еще по паре кусочков других тортов, которые сейчас оказались очень кстати. Но все равно – местная bakery, то есть пышечная, заслуживает порицания мням-мням. Ступа и вход на монастырский двор (снято изнутри). Справа Ама-Даблам, вдали непосредственно за ступой восьмитысячник Лхоцзе, чуть левее выглядывает из-за гряды горбинка Эвереста. ![]() Торты продаются ниже монастыря, самое bakery я не фотографировал, потому что не до того было с голодухи :) *** Монастырь Тьянгбоче появился в 1916 году и имеет крепкие связи с монастырем Ронгбук, что в Тибете. Интересно, что оба они расположены у подножия Эвереста, оба были основаны одним и тем же ламой, только Ронгбук появился в 1902 году с тибетской стороны. Все альпинистские экспедиции, идущие на Эверест, получают благословление в этих монастырях. Тьянгбоче. Центральный вход ![]() Лама-основатель, по всей видимости, очень любил свое дело, когда он отправился через Гималаи в Непал, то основал не один Тьянгбоче, но еще несколько монастырей в ближайших деревнях. И Ронгбук, и Тьянгбоче принадлежат к старейшей школе тибетского буддизма ньингма (которая так и переводится – "старая") – самой первой, учение которой опирается на переводы буддистский текстов, сделанные еще до гонений на буддизм в Тибете. Гонения имели место в Х веке и продолжались около 100 лет. Этот период называется "темным" в истории страны, о нем до сих пор очень мало сведений – летописи не велись, государство распалось на княжества, и даже "и гласа религии не было слышно". Любопытно, что монастыри были основаны тогда, когда не было известно, что Эверест – самая высокая гора мира. Кроме того, лама словно чувствовал скорый приход китайцев. Не знаю, был ли разрушен Ронгбук во время наступления китайской армии на Тибет и во время Культурной революции (в Тибете до китайцев было более четырех тысяч монастырей и храмов, а спустя двадцать лет неразрушенными остались всего около десятка – сторонники Мао активно насаждали свою "культуру"), но в 1974 монастырь превратился в руины, видимо, сгорел. Кроме того, если раньше в Ронгбуке было около 500 монахов, то сейчас – спасибо китайцам – осталось около 20. Часть священных текстов и других предметов культа при разрушении Ронгбука удалось сохранить и переправить через главный Гималайский хребет сюда, в Тьянгбоче. Однако это их не спасло. Тьянгбоче дважды разрушался и дважды восстанавливался. В 1934г. – из-за землетрясения, а в 1989 произошел пожар вследствие короткого замыкания. Пожар был настолько сильным, что не удалось спасти ничего – монастырские книги, скульптуры, уникальные росписи и резьба по дереву – все сгорело дотла. Насчет электричества – у Тьянгбоче есть маленькая гидроэлектростанция (вообще за этими минигидростанциями будущее в горных районах). Монастырь восстановили благодаря помощи местных мастеров – монахов и шерпов, средства на восстановление выделили Эдмунд Хиллари (первовосходитель на Эверест) и несколько международных благотворительных организаций. Колесо дхармы и олени на воротах. Видны также молитвенные флаги, на заднем плане шеститысячник Кангтега ![]() Все изображения в тибетском буддизме перенасыщены символикой. Например, расшифровка символов этого самого колеса дхармы занимает не один абзац текста. Вкратце золотое колесо о восьми спицах в сопровождении двух ланей обозначает первую проповедь Буддой учений в Оленьем парке в Сарнатхе неподалёку от города Варанаси в Индии. Лани обоих полов (мальчик справа, девочка слева) сидят в позе послушного внимания, что символизирует качества ученика Будды. Кроме того, лани символизируют ненасилие. Мы входим во внутренний двор, поднимаемся по лестнице и оказываемся в храме. Посетители могут садиться у стенки только по правой стороне (лишь когда много желающих, тогда разрешают сесть вдоль левой стенки), запрещено садиться на места монахов и лам, ибо посетитель загрязнит карму, уйдет, а монаху со всем этим жить дальше. Поеживаясь, усаживаемся на мат на полу, подходит монах с чайником, дает стаканчики и наливает сладкий молочный чай. Он же разносит чай монахам в перерывах между молитвами. Из зрителей только мы. Позже приходит еще одна женщина, но долго не выдерживает в холоде. ![]() Я не знал, что фотографировать без вспышки можно внутри, поэтому только на словах. В центре зала в нише стоит большая золоченая статуя Будды, перед ней в форме буквы "П" центром к алтарю расположены возвышения. Ближе к центру на этих возвышениях сидят, как я понял, наиболее уважаемые и старые ламы, подальше – молодые монахи. Со стороны они выглядят все одинаково – сидят в позе лотоса (вернее полулотоса, если быть точным), нахохлившись, закутавшись по бритые головы в красные мантии, и иногда покачиваются, поеживаются – очень холодно. Монахи в таком виде похожи на маленькие красные пирамидки. Книги с молитвами, как водится, не сплетены, листы уложены стопками и раздаются каждому отдельно. Поза лотоса и полулотоса считается европейцами очень неудобной, но к ней просто надо привыкнуть. У меня проблем с этим не было, наоборот, такая поза выгодна тем, что сохраняет тепло ног и таза. А если есть накидка, то чувствуешь себя как в домике. Одно из окон монастыря. Черепа улыбаются, а лица грустны ![]() Сам процесс групповой молитвы завораживает. При подготовке к ней в зале неполная тишина, монахи о чем-то перешептываются – видно, как пирамидки склоняются друг к другу. Потом подается некий знак, на секунду все затихают и… Сначала похоже на базар – монахи начинают говорить что-то разом, но вразнобой и с разным темпом, как будто в антракте перед концертом. Сие у неискушенного зрителя/слушателя вызывает удивление. Но вскоре в этом разнобое начинает проступать некий ритм и согласованность. Пытаясь его уловить, невольно втягиваешься в процесс молитвы. То есть безучастным оставаться не получается. И вскоре оказывается, что монахи читают нараспев и в унисон. Ритм держится какое-то время, потом все стихает, и опять начинается голосовой разброд и шатание, затем цикл повторяется вновь. *** Тьянгбоче был первым монастырем в регионе, монахи которого давали обет безбрачия. Сейчас здесь около 60 монахов. При монастыре есть школа, которую посещают дети. В деревне выше есть женский монастырь. Зимой большинство монахов уходит вниз, в деревни, отправлять ритуалы, некоторые даже немного живут дома, если родная деревня недалеко. Тем же, кто остается в монастыре, нелегко. Кельи не топятся, спать приходится под грудой одеял, а уж что такое набрать воды, постирать и т.д. при минусовой температуре на ветру на высоте под четыре километра... Львы, охраняющие вход. Тут равноправие, это девочка… ![]() …а это – мальчик ![]() Кстати, о воде. Пока были в гестхаузе, обратили внимание, что весь день туда-сюда снует человек – выходит на улицу и через некоторое время что-то несет на спине на кухню. Оказалось, водонос, который таскает воду издалека, по всей видимости, из ручья для бытовых целей гестхауза (чай, суп и т.д. для постояльцев). Вода переносится в емкости литров на 25. Желание пить чай стало значительно меньше, когда, присмотревшись, мы разглядели, что водоносом была девочка лет десяти-двенадцати. Украшение входной арки монастыря. Узел вечности с шелковым шарфом и цветущий лотос ![]() Еще из орнамента. Не знаю, кто эти товарищи. Женщина, должно быть, богиня Тара, судя по цвету. Про дядю тоже не скажу – есть кто-то в пантеоне, стоящий на шкуре и держащий в руке некую животину, но не помню, кто это ![]() ![]() Насчет символики. Имеет значение, на чем или ком стоит божество, в какой позе, что держит в руках, в какую фигуру сложены пальцы, выражение лица, обрамление, цвета. В общем, без поллитры не разберешься. А с учетом того, что в индуизме и буддизме есть общие божества, помимо своих собственных, которых вагонами грузить можно… *** В общем, съели мы еще по куску торта и потопали в сторону Намче Базара, как водится, не по ровному, а сначала сильно вниз, потом много вверх. Дорога здесь тяжеловатая в том плане, что очень много людей. Этот трек – к Эвересту – самый популярный, до 30 тысяч человек в год проходит, если статистика не врет. Як, похожий на стратегический бомбардировщик. Переносит газовые баллоны ![]() Если приглядеться, видно, что на баллонах написано Everest gas. То есть по крайней мере, один раз их использовала экспедиция, восходившая на Эверест. Баллоны многоразовой заправки и сильно битые, поэтому як представляет собой большую ходячую бомбу. У женщины в руке камень. Когда яки останавливаются – а они очень любят задуматься по пути иногда – брошенный под ноги булыжник возвращает их с небес на землю. Таким же образом в прошлый раз мне пришлось отгонять от палатки коров, занимавшихся любовью. Everest gas ![]() Да, так вот, людей на треке очень много, выборка для наблюдения отличная, и порою попадаются прелюбопытные экземпляры. Речь не идет о тех, кто, надев рюкзак, идет пешком к Эвересту, чтобы посмотреть на него. Равно как и об альпинистах, восходящих на гору. Есть категории людей, не укладывающиеся в стройную картину мира. Так, в Непал приезжает очень много торчков, цель которых только курить марихуану. Как правило, они сидят в долинах и укуриваются до рвоты. Спрашивается – на фиг Непал? Ведь конопля прекрасно растет в том же Казахстане. Да и в Москве в горшочке вырастить можно какое-то количество, и это даже разрешается законом – под статью не попадешь. Но Непал – это страна хиппи, это модно. Вторая категория туристов – это те, которые могут позволить себе побывать везде, не отрывая зада от стула. Безумные японцы выстроили возле Намче Базара самый высокогорный отель в мире на четыре звезды под названием Everest view – для больных на голову толстосумов, которым хочется как бы экстрима. В номерах круглые сутки есть вода, свет и баллоны с кислородом. Атмосферное давление в комнатах поддерживается искусственно. Можно "приехать" на денек, посмотреть на Эверест (который едва виден из-за окружающих гор), подышать свежим горным воздухом искусственным кислородом и свалить назад. Цена вопроса всего ничего: перелет из Катманду на вертолете (берет трех пассажиров) – 5 тысяч долларов. А шерпы, которые ведрами таскают воду из речки, чтобы водоснабжение в номерах было круглосуточным, полагаю, не в состоянии понять, как можно платить за комнату по 200 долларов в сутки. Все же в основном вертолеты используются для экстренных перевозок грузов, альпинистов и пострадавших. (На этом снимке любопытно – Fishtail, то есть шеститысячник Мачапучарре, находится отсюда очень далеко, видимо, вертолет из Катманду летает и туда, и сюда.) ![]() Есть третья категория. Эти люди в один прекрасный момент загораются идеей увидеть Эверест и решают тут же идти в трек, не обладая никакой подготовкой, не представляя себе, что такое горы, высота и небольшое отсутствие комфорта (за таковое возьмем невозможность помыться, переночевать под крышей и т.д.). В результате порою по пути встречаются несчастные, которые идут с мученическими лицами (при том, что их рюкзаки несут носильщики), немощно опираются на палки и проклинают тот день, когда они услышали слово "горы". Найдя подходящее место для съемки Ама-Даблам, я засел возле тропы, но едва сделал первый снимок, как послышались стоны. Массив Ама-Даблам ![]() Сначала прошла группа сильно нагруженных носильщиков – ребята смеялись и говорили о чем-то вполголоса, потом стоны стали приближаться, и вскоре на тропе появилась группа французов, частично состоящая из людей третьей категории. Одна из женщин шла на буксире у другой (блин, всего–то не более 30 лет бабе), шла, слепо переставляя ноги, с закатанными от страдания глазами и жалобно стонала. При этом двигалась она на удивление легко, в рюкзачок за спиной поместилась бы только одна губная помада. То что это игра на публику, угадывалось явно – шедшие следом французы из группы неодобрительно качали головами, а местные стояли вдоль дороги и смеялись. Я же почувствовал злость – мало того, что женщина сама ничего видеть не хочет, еще и портит настроение остальным, и вести ее приходится. (Потому никогда не пойду никуда в группе более 3-4 человек, если такой вот идиот попадется, то все – отдых испорчен.) Взял бы кто-нибудь из французов кнут и погнал бы, пардон, дуру-бабу на выпас по крутому склону. Это ведь так и лечится. Ама-Даблам в первом приближении ![]() В арьергарде группы шел сухопарый низенький старичок – явно походник. Несмотря на свой возраст, быстро семенил ножками и говорил, судя, по интонации, что-то типа "вперед-вперед!". Под мышкой он держал торчащий назад на полметра посох. Следом, вцепившись обеими руками в этот самый посох, что называется, на жесткой сцепке, ухая и пыхтя, натужно топал детина ростом под два метра и весом больше центнера. Жирные складки на его пивном брюхе колыхались, плотные щеки тряслись от напряжения, безрукавка и даже штаны были мокрыми от пота. Судя по лицам (похожи), отец сумел вытащить офиснопланктонного сынка в горы. И судя по выражению лица, эту прогулку сынок запомнит навсегда. Вершина Ама-Даблам. Это максимум, на что способен мой телевик на 300 мм. Снимал без штатива, но с упора ![]() Очень хотелось сфотографировать альпинистов на горе, однако я слишком мало времени в этот раз провел возле больших гор – и никого поймать не смог. Зато neuda4nik, с которым мы разминулись в Гокио на один день, походил как следует и сумел сделать вот такую фотографию. Если кто не увидел, альпинист – строго по центру фото ![]() Кстати, в жж его в верхней записи есть ссылка на сайт, куда выкладываются непальские фотографии. Никак не получается убедить его транслировать эти выкладки в livejournal (занят он, понимаешь :)), а фото neuda4nik делает очень хорошие и много. Так что рекомендую. *** В Намче Базаре мы провели ночь и на следующий день в рекордно короткие сроки примчались в Луклу. Дело в том, что у нас были билеты на самолет с открытой датой, а по правилам подтверждать вылет надо за 2-3 суток. Я смог дозвониться в Катманду из Тьянгбоче, потом из Намче, но оказалось, что мест в самолетах уже нет – даже за трое суток авиакомпания Tara air в Лукле отказывалась подтвердить броню. Попахивало жареным, так как Ксюше надо было улетать в Москву через два дня, а пешком из Луклы до Катманду идти неделю. Мне посоветовали по приходе в Луклу выйти на местную мафию (назвали имя некоего wise guy), которая держит под контролем продажу билетов, и договориться – посадят на борт без проблем. Но опыт подсказывал, что стоит попробовать кое-что еще. Дело в том, что высокогорные аэропорты согласовывают списки пассажиров с крупными аэропортами (в Катманду, например) почти сразу после полудня за день до вылета. То есть на завтра можно купить билет, если успеть в офис местной компании сегодня с утра пораньше. Потом шансы попасть на самолет, особенно когда много туристов, с каждым часом падают. Списки пассажиров согласовываются еще и затем, чтобы самолет можно было догрузить разными вещами (например, едой, снаряжением альпинистских экспедиций и т.д.). И все равно бардак ужаснейший: бывает так, что ты летишь одним самолетом, а рюкзак прилетает следующим, а бывает и так, что часть грузов экспедиции еще валяется в аэропорту Катманду, часть несется носильщиками по тропам, а часть уже лежит в базовом лагере Эвереста. Альпинисты в попытках синхронизировать все это носятся, как угорелые. Если сюда прибавить нелетную иногда погоду и тот факт, что самолеты ломаются, то попасть можно очень здорово. Помнится, из-за грозового фронта кое-кто из русских туристов просидел в Лукле больше недели. Когда фотографировал самолеты, бродя вдоль взлетной полосы в Лукле, на дорожке показалась девочка. Увидев фотоаппарат, она кинулась ко мне со всех ног, визжа от радости. Бежала самозабвенно, забыв обо всем, как умеют бегать только дети ![]() Марш-бросок до Луклы получился очень активным – вместо семи указанных в карте часов мы дошли где-то за пять, несмотря на пробки (это когда подвесные мосты через реки надолго блокируются встречными караванами быков и прочей крупногабаритной живности). Разя потом и не снимая рюкзака, я ввалился в офис компании Tara air. Тара в данном случае богиня, а не намек на пустое брюхо самолета. Она считается бодхисатвой, существует в нескольких ипостасях: Белой, Зелёной, Красной и Черной. В нашем случае это была Зеленая Тара (см. фото ниже), символизирующая мгновенное исполнение любой просьбы верующего. Находящиеся в офисе шерпы молча расступились, я предъявил билеты. Нас вписали на последний завтрашний рейс, буквально еще через полчаса пришлось бы обращаться к мафиозному wise guy. Но как отмечалось ранее, непальский бардак это непальский бардак, а фраза Nepali time означает, что торопиться не надо. На следующий день предпоследний самолет, вылетающий из Луклы, сломался – пилоту что-то не понравилось в работе одного из двигателей, и старый DeHavilland dhc-6 Twin Otter поставили на прикол. Стюардесса – Зеленая Тара – не у дел. С исполнением желаний придется подождать ![]() Ждать пришлось несколько часов, сначала самолет пытались отремонтировать своими силами, потом сообщили вниз о поломке, и прилетел самолет с запчастями. Наконец, когда летный день стал подходить к концу, прилетели сразу четыре самолета, два из которых забрали оставшихся пассажиров. Один из штурвалов в кабине пилота ![]() Мы заняли стратегически правильные места – сразу за сиденьями пилотов и потому могли наблюдать весь процесс управления. Честно говоря, глядя на все датчики, индикаторы, циферблаты и рукоятки, я боялся :) По прилете в аэропорт Катманду ![]() Впереди у меня были шесть дней в долине Катманду, и времени даром я не терял. Последний взгляд на Эверест. Он левее, по центру – Лхоцзе. Снято от монастыря Тьянгбоче ![]() Продолжение следует… Ваш рейтинг материала:
Расскажите друзьям
Расскажите друзьям об этом отчете!
Люди говорят |
||||||
© 2009-2021 TRAVALAPA.RU. Все права защищены. При использовании материалов сайта ссылка на сайт Travalapa.ru обязательна. Клуб самостоятельных путешественников — Bezere.com Заказ на фото печать на холсте через Интернет с доставкой. |