Распечатать путеводительВаш рейтинг материала:
Адрес
Метро: : Dante, Museo
Адрес: Via de Sanctis 19, Spaccanapoli, Naples, Italy
Телефон: 081 551 84 70
Часы работы: Пн-Сб 10:00 - 17:00, Вс 10:00 - 13:00
Описание
Капелла Сан-Северо (итал. Cappella Sansevero) — в прошлом частная капелла и усыпальница знатной семьи Сангро, носивших титул князей Сан-Северо. Содержит известные скульптурные шедевры XVIII века «Христос под плащаницей», «Целомудрие» и «Избавление от чар», а также многочисленные мраморные надгробия, представляющие собой аллегории различных добродетелей. Расположена в центре Неаполя по адресу: via Francesco De Sanctis, 19/21, в непосредственной близости от одной из «больших» церквей — Сан-Доменико-Маджоре. В настоящее время является музеем.
История строительства
Капелла была построена на территории имения семьи Сангро не позднее 1590 года. Капелла является вотивным храмом в честь образа Богородицы «Пьета» (иначе называемой «Пьетелла» из-за небольшого размера), построенным в честь двух чудес, произошедших от этого образа. О первом из них упоминает в своей книге Чезаре д’Энгенио Караччоло уже в 1624 году: некий невинно обвинённый человек, закованный в цепи, проходил мимо дома Сангро и увидел, что часть садовой стены осыпается, и на её месте появился образ Богородицы. Потрясённый узник поклялся в случае своего оправдания поднести этому образу серебряный медальон. Этот человек был в скором времени оправдан и исполнил обет. В скором времени случилось второе чудо: после молитвы перед этим образом получил исцеление хозяин дома — Джованни Франческо Паоло де Сангро, первый князь Сан-Северо. В знак благодарности князь построил на месте явления образа маленькую часовню Санта-Мария-делла-Пьета.
Алессандро, архиепископ Беневенто и титулярный патриарх Александрийский, сын строителя капеллы, в начале XVII века увеличил капеллу до нынешних размеров и перезахоронил здесь останки некоторых предков. Как следует из надписи над главным входом, патриарх Алессандро в 1613 году освятил капеллу и повелел обустроить здесь усыпальницу для себя и членов своей семьи.
Окончательный вид капелла приобрела в результате реконструкции, предпринятой Раймондо де Сангро (1710-1771), седьмым князем Сан-Северо, в 1749 — 1767 годах. Обладая широкими познаниями в химии, литературе, философии, артиллерии, военной стратегии и многих других областях человеческих знаний, князь Раймондо лично руководил перестройкой капеллы. Он приглашал художников и скульпторов, определял темы их будущих произведений, продумывал размещение скульптур в капелле, создавал новый состав для красок и цемента. В результате капелла Сан-Северо приобрела вид законченного, продуманного в целом и мелочах, единого произведения искусства, отразившего широкие познания и масонские убеждения своего создателя.
Помимо захоронений своих родителей и предков, Раймондо де Сангро обустроил в капелле гробницы для себя, своих сына и невестки. Усыпальница последующих поколений семьи Сангро должна была размещаться в специально обустроенной крипте. Но наследники князя Раймондо по неизвестным причинам не продолжили развитие капеллы, так что она сохранилась в том виде, в каком её оставил Раймондо де Сангро де Сан-Северо.
Общий обзор капеллы: неф и купол
Каждая из «длинных» сторон капеллы украшена четырьмя изящными арками, каждая из которых обрамляет монументальную гробницу или алтарь. Алтарная часть выделена из общего объёма капеллы триумфальной аркой, покоящейся на двух пилонах, к которым пристроены памятники родителям князя Раймондо. Пол капеллы, первоначально мраморный, а в конце XIX века заменённый на терракотовый, решён в желто-синих тонах, связанный с цветами родового герба де Сангро.
Свод храма представляет собой огромную фреску Франческо Мария Руссо (1749 год) «Небесная слава»- одну из первых работ, заказанных князем Раймондо де Сангро в ходе реконструкции капеллы.
Потолок над главным алтарём представляет собой популярную в XVII -XVIII веках иллюзию — ложный купол. Мнения исследователей об этом «куполе» разделились: одни видят в нём руку того же Франческо Мария Руссо, другие приписывают авторство Франческо Челебрано.
Христос под плащаницей
В центре капеллы помещена скульптура Джузеппе Санмартино (1753 год) «
Христос под плащаницей» (итал. Il Cristo Velato, варианты русского перевода — Плащаница, Христос под саваном) — самое известное из произведений, хранящихся в капелле. Первоначально князь Раймондо де Сангро поручил работу Антонио Коррадини, который успел изготовить только глиняную модель, хранящуюся сейчас в музее Чертоза Сан-Мартино. После смерти Коррадини князь Раймондо поручил завершить работу молодому и безвестному неаполитанскому скульптору Джузеппе Санмартино, для которого Христос под плащаницей стал главной работой жизни.
Целомудрие и Избавление от чар
Помимо «Христа под плащаницей» в капелле традиционно выделяются два монумента, находящиеся у пилонов, поддерживающих алтарную триумфальную арку. Слева установлен памятник матери князя Раймондо, представляющий аллегорию Целомудрия, справа — его отцу, символически изображающий «Избавление от чар».
«Избавление от чар» (после 1757 года) выполнено Франсческо Квироло и является самой известной из его работ. Памятник ценен тончайшей работой по мрамору и пемзе, из которой выполнена сеть. Квироло был единственным из неаполитанских мастеров, согласившимся на столь тонкую работу, остальные же отказались, считая, что при одном прикосновении резца сеть рассыплется на куски. Доминирующая тема памятника — просвещение и избавление свыше — ещё раз подчёркнуто рельефом в основании статуи. Здесь показана сцена исцеление Христом слепого. Этот рельеф традиционно приписывается Джузеппе Санмартино.
Ваш рейтинг материала: