18, November 2018 Europe/Moscow @ 09:26 am

TRAVALAPA.RU

Путеводитель в мире приключений
Главная / Латвия / Рига / Достопримечательности /

Собор Святого Иакова (Екаба) (Cathedral Basilica of St. James). Рига. Латвия

Собор Святого Иакова (Екаба)
Опубликовать у себя в ЖЖОпубликовать в FaceBook
Рекомендуем: Взгляните на вкладку 3D панорамы
 Собор Святого Иакова (Екаба)  (Cathedral Basilica of St. James) 1
 Собор Святого Иакова (Екаба)  (Cathedral Basilica of St. James) 2
 Собор Святого Иакова (Екаба)  (Cathedral Basilica of St. James) 3
 Собор Святого Иакова (Екаба)  (Cathedral Basilica of St. James) 4
 Собор Святого Иакова (Екаба)  (Cathedral Basilica of St. James) 5
 Собор Святого Иакова (Екаба)  (Cathedral Basilica of St. James) 6
 Собор Святого Иакова (Екаба)  (Cathedral Basilica of St. James) 7

Распечатать путеводитель

Ваш рейтинг материала:


Адрес

Адрес: 2 Klostera iela, Riga LV-1050, Latvia
Телефон: +371 732 64 19

Описание

Собор Святого Иакова (Екаба) - памятник кирпичной готики, четвёртая по величине церковь Риги, главная католическая церковь Латвии. На протяжении нескольких веков (начиная с периода шведского владычества и заканчивая серединой 20-х годов прошлого века) являлась кафедральной лютеранской церковью.

Характеристика интерьера

Высота башни церкви вместе со шпилем достигает 80 метров. В интерьере можно обнаружить редкий для церковного канона готического скульптурного оформления растительный орнамент, украшающий капители на хорах церкви. В свою очередь, капители венчают небольшие колонны, а в общем подобные компоненты интерьера необычны для рижской средневековой церковной скульптуры.

Сначала церковь была зального типа, в настоящее время она представляет собой трёхнефную базилику, которая в плане достигает 27 на 50 метров. Башня расположена над центральной западной травеей (ячейкой бокового нефа), там, где находится прямоугольный алтарный придел. С северной стороны церкви расположена сакристия (ризница). Главный церковный зал (имеется в виду центральный неф храма) разделён крестообразными сводами плафона (и соответствующими им колоннами также крестообразной формы) на шесть одинаковых травей. В остальном же интерьер церкви довольно прост и скромен, что в целом соответствует концепции оформления убранства католических культовых зданий.

2 июня 1736 года на шпиль башни был возведён традиционный петух-флюгер, который в общем благополучно дожил до наших дней.

Алтарь

В 1680 году, когда церковь являлась главной королевской лютеранской церковью, был создан алтарь (существовал ли до этого алтаря другой, истории доподлинно неизвестно); считается, что он является самым ранним барочным алтарём в Латвии. Его создатели также неизвестны. В 1902 году было решено разобрать «одряхлевший» алтарь, что и было приведено в исполнение — сразу после ликвидации ценной сакральной реликвии решено было приступить к строительству нового алтаря. Для этих целей было приглашено два мастера: скульптор Кристоф Миттельхаузен и резчик по дереву Якоб Шраде, которые успешно справились с возложенными на них обязанностями. Однако от старого алтаря кое-что да сохранилось до наших дней: если войти в Музей истории Риги и мореходства, на одном из участков экспозиции можно обнаружить барочные по исполнению резные фигуры ангелов, которые некогда украшали старый алтарь, а теперь пополняют коллекцию деревянной скульптуры одного из крупнейших современных европейских музеев.

После перестройки интерьера в связи со сменой конфессиональной принадлежности в 1924 году, этот второй алтарь был перенесён из центра в боковой придел церкви, а на его месте появился следующий, уже третий по счёту. Через некоторое время старый алтарь 1902 года переносят в расположенную по соседству буквально напротив Рижского замка католическую церковь святой Марии-Магдалины. Затем, уже в новейший период, в 1997 году, его транспортируют в построенную незадолго до этого католическую церковь в Огре, где он украшает её интерьер и поныне.

Кафедра

Одним из самых примечательных элементов интерьера рижской церкви святого апостола Якова может по праву считаться кафедра. Она, в свою очередь, представляет стиль ампир, её изготовил мастер Август Готхильф Хейбель в 1810 году. Вообще, интерьер церкви Якова отличается причудливым смешением различных архитектурных стилей, господствовавших в разные эпохи, в то время как снаружи церковь сравнительно однородна. То же можно сказать и о Домской церкви, притом что она ещё и внешне в аспекте принадлежности к различным направлениям средневекового зодчества представляет собой своеобразное лоскутное одеяло. Что касается кафедры, то она была выполнена из редкой породы красного дерева, по площади кафедры размещены интарсии с богатым растительным орнаментом и изысканными арабесками.

Орган

В 1761 году органный мастер и одновременно автор проспектов из Халле, пользовавшийся хорошей репутацией на родине, Генрих Андрей Конциус (которому в 1773 году суждено будет отремонтировать древний органный проспект рижской Домской церкви, выполненный Якобом Раабом, и так хорошо, что ему удалось фактически в первозданном виде сохраниться до наших дней) приступает к работам по созданию органа для рижской Яковлевской церкви. Орган очень скоро был готов, мастеру Конциусу щедрая лютеранская община заплатила 3400 талеров за проделанный труд. Опять-таки на сегодняшний день от первого органа остались лишь приятные воспоминания (аналогично обстоят дела с раабовским органом Домской церкви, который был заменен на известнейший в мировом масштабе валькеровский к 1883 году): сохранился лишь проспект, яркий образец стиля рококо в обрамлении церквей в Риге. Этот проспект выполнен в дереве, затем покрашен и позолочен. Новый, современный орган был изготовлен мастером Э. Мартином в 1913 году.

В 1886 году были проведены внеплановые реставрационные работы, результатом которых стало обнаружение редкой декоративной росписи (под слоем более поздней побелки), которая восходит к XV веку (при этом более точную датировку, хотя бы с точностью до половины столетия, установить не удалось). В настоящий момент «открытая» роспись служит композиционным оформлением интерьера здания церкви. В левом боковом нефе Яковлевского храма можно осмотреть фрагмент оригинального слоя окраски сводов, которому посчастливилось сохраниться до наших дней вопреки историческим перипетиям, неоднократно видоизменявшим церковь изнутри.

Несмотря на то, что церковь существенно пострадала в ходе продолжительных церковных погромов, состоявшихся в 1524 году (в ходе межконфессиональной борьбы погибла большая часть художественных ценностей), в начале ХХ века удалось обнаружить некоторые образы раннего оформления интерьера. В частности, речь идёт об удачной находке — Распятии Триумфа, которое было обнаружено в 1922 году в чердачных помещениях церкви. Трудно установить точное время возникновения эксклюзивного образца католического культа, однако исследователи сошлись на протяжённом периоде с 1380 по 1420 год — в промежутке между этими годами было создано Распятие Триумфа. Данное распятие по праву считается одной из древнейших скульптурных работ на территории современной Латвии.

На историю внутрицерковных захоронений существенно повлияло решение городских властей, принятое в 1773 году не без участие государыни-императрицы Екатерины II. Согласно этому решению во избежание суровых эпидемий необходимо было наложить запрет на захоронения внутри церквей в черте города. Существовавшие захоронения следовало вывезти за пределы города-крепости. Многие фамильные склепы в церкви святого Якова, в рижской Домской церкви, а также Петровской и Иоанновской церквах были закрыты и замурованы, надгробные камни и могильные плиты были подвергнуты тщательной ревизии. Уже существующие надгробия впредь стали покрывать покрывать деревянными досками, тем самым начало формироваться покрытие пола в церкви. Что касается наиболее ценных и примечательных камней, то их решено было вмуровать в церковные стены — подобную картину мы можем наблюдать во многих готических рижских церквах. В числе таковых, находящихся в Яковлевском храме, следовало бы отметить надгробную плиту Х. Фету, которая датируется 1464 года (камень), надгробную плиту Д. Руммелу 1474 года (также из камня), и надгробную плиту М. Фишеру 1490 года, тоже каменную.

Уже значительно позже, в ходе ремонтных работ, которые проводились в Яковлевской церкви в 1983 году, под полом был обнаружен уникальный в пределах Латвии ансамбль надгробий. После того, как учёные провели исследование этого ансамбля, пол был засыпан песком, а сверху уложен керамическими плитками, которые служат покрытием церковного пола до наших дней.

Витражи

Окна рижской церкви Екаба покрыты витражами, которые были созданы в прошлом веке. В частности, три красочных витража, украшающих окна восточной стены хора, были выполнены в 1902 году в стиле модерн. В этом же году был разобран старый барочный алтарь, что повлекло за собой «освобождение» центрального оконного проёма, который и был украшен витражами. При создании витражей художник использовал сакральный мотив виноградной лозы, которая в совокупности со вьющимися листьями и густыми свисающими гроздьями традиционно символизирует Святое Причастие.


Ваш рейтинг материала:



Первоисточник: www.wikiipedia.org
Автор:
Люди говорят:


Запомнить ссылку 


Популярные города

Популярные достопримечательности

Рижский собор

Рижский собор (Riga Cathedral)
Рейтинг: 10 / 10
Страна: Латвия
Город: Рига
Категория: Церкви и Храмы

Христорождественский кафедральный собор

Христорождественский кафедральный собор (Nativity of Christ Cathedral)
Рейтинг: 9 / 10
Страна: Латвия
Город: Рига
Категория: Церкви и Храмы

Церковь Святого Петра

Церковь Святого Петра (St. Peter's Church)
Рейтинг: 9 / 10
Страна: Латвия
Город: Рига
Категория: Церкви и Храмы

Вантовый мост

Вантовый мост (Shroud Bridge)
Рейтинг: 8 / 10
Страна: Латвия
Город: Рига
Категория: Мосты

Дом Черноголовых

Дом Черноголовых (House of the Blackheads)
Рейтинг: 8 / 10
Страна: Латвия
Город: Рига
Категория: Архитектурные памятники