Распечатать путеводительВаш рейтинг материала:
Адрес
Адрес: La Martorana, Piazza Bellini, I-90100 Palermo, Italy
Часы работы1 апреля по 30 сентября: 8:00-13:00, 15:30-19:00
1 октября по 31 марта: 8:00-13:00, 15:30-17:30
Public transport: Bus: 101 or 102
Cost:Описание
Марторана (итал. La Martorana) или Санта-Мария-дель-Аммиральо (итал. Santa Maria dell'Ammiraglio), официально Сан-Никола-дель-Гречи (итал. San Nicola del Greci) — церковь в Палермо, которая является одним из двух кафедральных соборов епархии Пьяна-дельи-Албанези (Итало-албанская католическая церковь). Стоит на пьяцца Беллини, в непосредственной близости от арабо-норманнского храма Сан-Катальдо и барочных церквей Санта-Катарина и Сан-Джузеппе-дельи-Театини.
Церковь построена в XII веке в арабо-норманнском стиле. Несмотря на многочисленные перестройки и поновления, Марторана известна преимущественно своими византийскими мозаиками XII века, одними из самых древних на Сицилии. Специалисты называют её «архитектурным коллажем, в котором византийские представления, претворённые в жизнь местными строителями и впоследствии декорированные греческими мозаичистами, существуют бок о бок с исламским художественным вкусом».
История
Церковь Санта-Мария-дель-Аммиральо построена на средства Георгия Антиохийского (умер в 1151 или 1152 году), флотоводца короля Рожера II и «адмирала адмиралов». В историческом названии сохраняется память о первоначальном посвящении храма Богородице и об имени основателя. Хартия короля Рожера II, разрешающая Георгию Антиохийскому построить храм, сохранилась и датирована 1143 годом. К моменту смерти своего основателя (1151—1152) церковь была завершена. В первые три века своего существования церковь принадлежала греческому приходу и богослужение здесь совершалось по византийскому обряду.
В XII веке церковь представляла собой в плане греческий (равновеликий) крест с тремя апсидами, притвором и пристроенной колокольней. В середине XII века (вероятно, ещё при жизни ктитора) интерьер церкви был украшен византийскими мозаиками с характерными золотыми фонами. В 1184 году церковь посетил арабский путешественник Ибн Джубайр, оставивший восторженное описание храма:
Мы видели самое замечательное строение, которое нам не под силу описать, и потому мы вынуждены молчать, ибо это самое красивое здание в мире… Это одна из самых чудесных построек, виденных нами когда-либо… Стены внутри позолочены — или, скорее, сделаны из одного большого куска золота. Плиты из цветного мрамора, подобных которым мы никогда не видели, покрыты золотой мозаикой и увенчаны зелёными мозаичными ветвями. Большие солнца из золочёного стекла, расположенные в ряд наверху, сверкают огнём, который ослепил наши глаза и породил в нас такое смятение духа, что мы молили Аллаха сохранить нас…
В ходе Сицилийской вечерни 1282 года в Санта-Мария-дель-Аммиральо состоялось собрание сицилийской знати и духовенства, на котором было принято решение призвать на престол Сицилии Педро III Арагонского.
В 1194 году поблизости от церкви был основан женский бенедиктинский монастырь. Основателями монастыря были Жоффрей и Элоиза Марторана. По повелению короля Альфонса Арагонского 30 сентября 1431 года Санта-Мария-дель-Аммиральо была передана этому монастырю, а в 1435 году папа Евгений IV своей буллой закрепил эту передачу. В результате за церковью закрепилось второе название — Марторана, а Богослужение стало вестись по латинскому обряду.
В XVI-XVIII веках новые владелицы церкви существенно изменили первоначальный вид храма. В 1588 году прежняя западная стена была снесена, а в основное пространство церкви были включены прежние притвор и двор. Ранее отдельно стоявшая романская колокольня в результате оказалась частью основного здания, и через неё был обустроен основной вход. К северной части здания, выходящей на современную пьяцца Беллини, был пристроен барочный фасад, скрывший за собой собственно здание храма. В 1683 году была снесена норманнская апсида с покрывавшими её внутреннюю поверхность мозаиками, и на её месте возникла новая алтарная часть в стиле барокко. Западная часть церкви, порядком расширенная и удлинённая, была наконец расписана в 1717 году Гульельмо Борремансом в том же стиле барокко.
В конце XIX века в церкви была проведена реставрация, удалившая некоторые отделимые барочные наслоения. Но (в отличие от большинства памятников арабо-норманнского стиля, таких как: собор Чефалу, Маджионе, Сан-Джованни-дельи-Эремити, Палатинская капелла, Сан-Катальдо, где в результате реставрации удалось вернуть зданиям первоначальный облик) большинство изменений XVI—XVIII веков не могут быть удалены без разрушения собственно строения. В результате Марторана представляет собой причудливое эклектичное здание, в котором смешались следы арабо-норманнского стиля, византийские мозаики и черты барокко.
После упразднения монастыря (1866 год) церковь Марторана стала обычным приходским храмом. В 1935 году Муссолини передал церковь албанской общине — потомкам албанцев, бежавших в XV веке на Сицилию от османского завоевания и сохранивших в латинском окружении византийский обряд в унии с Римом (см. Итало-албанская католическая церковь). Таким образом, после пятивекового перерыва в Марторане было восстановлено богослужение по византийскому обряду. По иронии судьбы, переселение албанцев на Сицилию вдохновлялось и поощрялось Альфонсом Арагонским, в своё время передавшим Марторану латинскому монастырю. Албанская община освятила церковь в честь святителя Николая Мирликийского, так что официальным названием церкви (хотя и не укоренившимся в повседневном употреблении) стало Сан-Никола-дель-Гречи. В 1937 году Марторана была возведена в достоинство второго кафедрального собора епархии Пьяна-дельи-Албанези, объединяющей сицилийских христиан византийского обряда, преимущественно албанского происхождения.
Ваш рейтинг материала: